Рядовой Шутник (pfc_joker) wrote,
Рядовой Шутник
pfc_joker

Categories:

Ответ на загадку

К моему удивлению, никто не ответил на мой недавний вопрос: зачем во втором квартале 1962 г., через полгода после испытания изделия "602", понадобилось изготавливать баллистический корпус 202.1? Предлагаю свой вариант ответа.

Интересующиеся темой наверняка знают, что почти во всех воздушных термоядерных испытаниях СССР испытываемые заряды устанавливались в баллистический корпус, в своё время разработанный для бомбы РДС-6с. Исключением являются термоядерные испытания в ракетных пусках и, конечно, испытание изделия "602", в котором был использован баллистический корпус от изделия "202", т.к. для корпуса РДС-6с заряд был слишком велик. Но, по-видимому, мало известен тот факт, что "602" было не единственным изделием, которое испытывалось в баллистическом корпусе от "202"!

Из книги С.М. Куликова "Авиация и ядерные испытания":

"К концу сентября самолет Ту-95–202 был перебазирован на Кольский п-ов на аэродром «Оленья». При подготовке к основному испытанию — испытанию супербомбы — был выполнен цикл подготовительных работ. Особое внимание было уделено специальной подготовке экипажа самолета Ту-95. После наземной подготовки и изучения района был произведен облет маршрута испытательных полетов.

20 сентября 1961 г. самолет Ту-95–202 с командиром экипажа Дурновцевым А.Е. выполнил полет в условиях ядерного взрыва в составе отряда самолетов Дальней авиации. При этом воздушном ядерном испытании самолетом-носителем был Ту-16 с командиром экипажа Мартыненко В.Ф. Второго октября экипаж самолета Ту-95–202 выполнял полет уже в качестве дублера при испытаниях термоядерного заряда с самолета Ту-16 (командир экипажа Мартыненко В.Ф.). Однако в связи с отказом в полете на самолете Ту-95–202 одного из двигателей пришлось возвратиться на базу вылета досрочно. В этом полете одновременно участвовали два отряда самолетов-носителей ЗМ. Отряды самолетов Дальней авиации в полетах осваивали опыт боевого применения ядерного оружия и обхода радиоактивного облака ядерного взрыва.

На 6 октября 1961 г. был назначен испытательный полет, где в качестве самолета-носителя термоядерной бомбы в корпусе «изделия 202» впервые был экипаж Дурновцева А.Е. В изделии испытывался заряд большой мощности, но это была не супербомба.

Для подготовки и проверки готовности личного состава участников испытательного полета и технических средств полигона была проведена генеральная репетиция с привлечением всех средств со сбрасыванием «изделия 202» без основного заряда с самолета-носителя Ту-95–202. После завершения всех подготовительных работ мы вплотную подошли к основному этапу ядерного испытания бомбы-гиганта.

<...>

Работы 1962 г. запланировано было начать с испытаний сверхмощного заряда разработки ВНИИЭФа, который был смонтирован в корпусе «изделия 202» с парашютной системой, аналогично примененной в испытаниях супербомбы. Подготовкой изделия к испытаниям руководил Е.А. Негин. Для летных испытаний была назначена группа в составе трех самолетов.

Самолет-носитель Ту-95–202 — командир экипажа Дурновцев А.Е. В строю с самолетом-носителем полет выполняли: самолет-лаборатория Ту-16 — командир экипажа Мартыненко В.Ф. и самолет-дублер Ту-16 — командир экипажа Лясников К.К. При подготовке к основной работе, проверке взаимодействия всех служб полигона были проведены тренировочные полеты на самолете-носителе Ту-95–202 в строю с самолетом-дублером Ту-16 27 июля 1962 г. и 2 августа 1962 г. с отработкой маневра бомбометания по команде самолета-дублера. Воздушное ядерное испытание изделия было проведено в запланированное время — 5 августа. Во время испытательного полета цель Д-ЗА была закрыта сплошной облачностью: высота верхней кромки достигла 8000 м. Сбрасывание изделия в соответствии с заданием проведено с высоты 10500 м с использованием радиолокационного прицела. Парашютная система и автоматика изделия на траектории падения функционировали нормально. Взрыв произошел на расчетной высоте 3500 м над целью. Самолетные измерительные системы зафиксировали мощность взрыва, параметры ударной волны и светового излучения и их воздействия на самолеты; осуществлена запись радиотелеметрических сигналов контроля работы автоматики.

Развитие облака взрыва по наблюдениям экипажей самолетов продолжалось около 25 мин и достигло высоты до 20 км, затем обрело размытую форму с диаметром до 35 км. По результатам самолетных и наземных полигонных измерений получено значение мощности взрыва, соответствующее ожидаемому — более 20 Мт. Экипажи задание на испытательный полет выполнили успешно. Самолеты повреждений не получили. С августа до начала сентября было выполнено 24 воздушных ядерных испытаний изделий разработки ВНИИЭФа и ВНИИТФа. В этих испытаниях были зарегистрированы взрывы в достаточно широком диапазоне мощностей.

<...>

С 18 по 25 декабря были проведены испытания одиннадцати изделий. Темп воздушных ядерных испытаний на этом завершающем этапе был следующим:

18 декабря испытано два изделия в одном полете;

20 и 22 декабря — по одному изделию в каждом полете;

23 декабря — три изделия в одном полете;

24 декабря — два изделия в одном полете;

25 декабря — два изделия в одном полете.

Все испытания проведены с привлечением самолетов Ту-16, а в одном в качестве носителя многомегатонной термоядерной бомбы был самолет Ту-95–202. "


Таким образом, помимо испытания изделия "602" 30 октября 1961 г., баллистический корпус и парашютная система изделия "202" и самолёт носитель Ту-95-202 использовались, по крайней мере, ещё в испытаниях 6 октября 1961 г., 5 августа 1962 г. и 24 декабря 1962 г. (может и ещё в каких-то — не знаю; у Куликова указаны эти). Представляется очевидным, что именно в рамках подготовки к воздушным испытаниям второй половины 1962 г. во втором квартале этого года и был изготовлен тот баллистический корпус, который сохранился до наших дней в музее ядерного оружия в Сарове, а прямо сейчас экспонируется в Манеже.
Tags: история, ядерное оружие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments