Рядовой Шутник (pfc_joker) wrote,
Рядовой Шутник
pfc_joker

Categories:

Советские термоядерные испытания 1958 г.

С подачи ув. ain92 решил систематизировать имеющуюся информацию. Вот что получилось в итоге:

Дата Мощность, кт ТЭ Разработчик Изделие Комментарий
23.02.1958 860 КБ-11 49 проверка физической схемы «49»
27.02.1958 250 КБ-11 44
27.02.1958 1500 НИИ-1011 255
21.03.1958 650 КБ-11 49 испытание «49» со штатным первичным узлом
30.09.1958 1200
30.09.1958 900
02.10.1958 290 КБ-11 по схеме «49»
12.10.1958 1450 НИИ-1011 255
15.10.1958 1500
18.10.1958 2900
20.10.1958 440
22.10.1958 2800 КБ-11 БЧ Р-7А по схеме «49»
24.10.1958 1000 КБ-11 по схеме «49» («49» с бустированным первичным узлом?)
25.10.1958 190 КБ-11 лёгкий заряд М.В.Федулова по схеме «49»


"В 1958 году было проведено 18 испытаний двухстадийных термоядерных зарядов (10 испытаний семи новых систем, разработанных в КБ-11, и 8 испытаний систем, разработанных в НИИ-1011). Из этих испытаний термоядерных устройств 12 испытаний были успешными. Среди 10 испытаний термоядерных зарядов КБ-11 8 испытаний относились к устройствам, созданным на основе «изделия 49» [здесь и далее выделения болдом мои – pfc_joker]. Их энерговыделение находилось в пределах от 0,2 до 2,8 Мт.

В конце 1958 года КБ-11 был успешно испытан новый термоядерный заряд по схеме изделия 49 для оснащения стратегической МБР Р-7А. По сравнению с зарядом, разработанным для оснащения первого варианта этой МБР Р-7, при сохранении энерговыделения были радикально уменьшены массогабаритные параметры заряда (диаметр заряда был уменьшен в 1,75 раза). В качестве первичного атомного заряда использовался заряд с газовым Т-Д бустингом. В этой же серии испытаний термоядерных зарядов на бустированный атомный заряд было переведено и само «изделие 49»."


("Укрощение ядра", с.111)

"В 1958 году мне совместно с Ю.Н. Бабаевым удалось разработать 4 термоядерных заряда, которые прошли полигонную отработку в 7 натурных испытаниях, и все они были успешными. Эта работа была практически реализована в течение 8 месяцев 1958 года. Все эти заряды использовали новую схему, впервые внедренную в «изделии 49». Их энерговыделение находилось в пределах от 0,3 до 2,8 Мт.

Кроме того, в 1958 году под моим руководством М.В. Федуловым был также разработан самый легкий к тому времени термоядерный заряд по схеме «изделия 49», который также был успешно испытан."


http://www.proatom.ru/modules.php?file=article&name=News&sid=32

Итого имеем:
1) из 14 испытаний с энерговыделением > 100 кт 8 приходится на изделие 49 и заряды по его схеме.
2) Трутнев говорит о 7 испытаниях 4 типов зарядов и диапазоне мощностей 0,3-2,8 Мт, а "Укрощение ядра" – о 8 испытаниях и мощностях 0,2-2,8 Мт. Но противоречия нет: Трутнев отделяет от семи испытаний своих зарядов "самый легкий к тому времени термоядерный заряд по схеме «изделия 49»", разработанный М.В.Федуловым. Очевидно, это и есть восьмое испытание заряда по схеме «49», и именно оно имело мощность 0,2 Мт. Из значений в табличке подходит только испытание 25 октября 1958 г. (190 кт).
3) Аналогичным образом находим наименее мощное из 7 испытаний зарядов Трутнева-Бабаева: 0,3 Мт – это явно испытание 2 октября 1958 г. с энерговыделением 290 кт.
4) Ну и верхняя граница диапазона – 2,8 Мт – испытание 22 октября 1958 г. Это, несомненно, заряд для Р-7А.

Теперь ещё цитата:

"Полигонные испытания по проверке работоспособности физической схемы этого заряда [изделие 49 - pfc_joker] и измерению параметров его действия были проведены 23 февраля 1958 г., за месяц до введения одностороннего моратория на ядерные испытания.

<...>

Одновременно к использованию в ядерной боевой части ракеты Р-12 готовился другой термоядерный заряд «44», с таким же весогабаритными параметрами, как у заряда «49». Заряд был спроектирован по прямой аналогии со схемой заряда РДС-37, и его полигонные испытания были назначены на 27 февраля 1958 г.

В полигонных испытаниях, следующих одно за другим, проверялись два двухстадийных термоядерных заряда с одинаковыми весогабаритными параметрами, с одинаковыми затратами делящихся материалов, предназначенные для оснащения боевой части одной и той же ракеты Р-12, но имеющие различия в физических схемах. Полигонные испытания должны были подтвердить эффективность той или другой физической схемы: прямой схемы типа «заряд РДС-37» или нового варианта схемы типа «заряд 49».

Но полигонные испытания дали неожиданные результаты: ни у одного из зарядов экспериментальные параметры не совпали с ожидаемыми расчетными значениями. Заряд «49» показал значение основного параметра в 1,5 раза больше ожидаемой величины, а заряд «44» - в 1,5 раза ниже ожидаемой величины.

Повторные испытания заряда «49» (уже при штатных параметрах первичного узла), проведенные 21 марта 1958 г., за три дня до введения моратория, показали полное совпадение экспериментальных и расчетных ожидаемых параметров."


http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2312

Таким образом, названы типы зарядов для трёх из четырёх испытаний весенней серии:
- 23 февраля 1958 г. – экспериментальное изделие для проверки физической схемы «49»;
- 27 февраля 1958 г. – «44» (в этот день было два испытания, но понятно, что «44» – это испытание с энерговыделением 250 кт, а не 1,5 Мт);
- 21 марта 1958 г. – «49» со штатным первичным узлом.

Остаётся пока неопознанным второе испытание 27 февраля. Но у нас есть ещё цитата:

"Типичным видом работ по совершенствованию ядерных зарядов были разработки, связанные с повышением параметров удельного энерговыделения ЯЗ. В ядерных испытаниях 27 февраля и 12 октября 1958 г. был проверен ядерный заряд, который являлся непосредственным развитием схемы ЯЗ РДС-37: этот заряд характеризовался отношением L/Ø = 1,5 при абсолютном уровне энерговыделения, близком к РДС-37.

Следующий шаг в разработке ЯЗ этого класса был сделан в ядерных испытаниях 23 февраля и 24 октября 1958 г. В этом случае отношение L/Ø = 2,2-2. По сравнению с рассмотренной выше разработкой при близком (и несколько большем) значении E/G была существенно повышена удельная характеристика E/V0 (в 2,1-2,4 раза). Эта разработка явилась стартом для развертывания широкого фронта работ по созданию и испытанию различных конкретных ЯЗ аналогичного типа."


("Ядерные испытания СССР" Т.1 с.20)

Понятно, что в первом абзаце говорится о втором из испытаний 27 февраля (абсолютный уровень энерговыделения «44» никак не был близок к РДС-37). Из того, что такой же заряд был испытан повторно 12 октября, сразу следует, что это заряд НИИ-1011: из 10 испытаний КБ-11 в 1958 г. восемь – это заряды по схеме «49», а девятое – «44»; ещё два испытания зарядов по схеме РДС-37 мощностью ~ 1,5 Мт сюда никак не укладываются.

Во втором абзаце говорится, что 24 октября 1958 г. был испытан заряд КБ-11 по схеме «49» (возможно, речь о том самом испытании «49» с бустированным первичным узлом, которое упоминается в "Укрощении ядра").

На этом я собирался было заканчивать и подводить итоги, но тут нашлось ещё кое-что:

"...27 декабря 1959 г. пуском ракеты №И1-1 начались летные испытания усовершенствованной "семерки" – ракеты Р-7А (изделия 8К74).

Исходный вариант "семерки", спроектированный под единственный в то время очень тяжелый термоядерный заряд, обеспечивал минимально приемлемое значение максимальной дальности – 8000 км, что позволяло поражать северо-восточные районы США только с боевых стартовых станций, размещенных в приполярных районах нашей страны. Для расширения боевых возможностей настоятельно требовалось увеличить досягаемость, пусть даже за счет снижения вдвое мощности заряда головной части ракеты. Такой заряд, разработанный под руководством главного конструктора К.И.Щелкина во вновь организованном уральском НИИ-1011, был успешно испытан взрывом мощностью 1,5 Мт на Новой Земле 27 февраля 1958 г. В дальнейшем он устанавливался в весившей около 1600 кг головной части морской ракеты Р-13."


("Техника и Вооружение" №5/2012 с.43)

Источник, может быть, не самый надёжный, я к таким всегда отношусь с большой осторожностью в сравнении с литературой по истории ядерно-оружейного комплекса. Но, поскольку данная информация согласуется с моим выводом о том, что второе из испытаний 27 февраля приходится на заряд НИИ-1011, значение мощности 1,5 Мт согласуется с мощностью, полученной в испытании боевым пуском ракеты Р-13 (операция "Роза"), а тот факт, что разработка БЧ для ракеты Р-7А была первоначально поручена НИИ-1011, подтверждается документально ("Задача особой государственной важности" с.671) – принял решение включить его в табличку. Индекс «255» взят вот отсюда:



(с 14:55)

UPD 18.12.16 А вот тут источник официальнее некуда (в числе авторов Литвинов и Рыкованов):

http://pfc-joker.livejournal.com/90991.html

Теперь можно считать достоверным, что испытание 27 февраля 1958 г. мощностью 1,5 Мт – это действительно изделие 255.
Tags: история, ядерное оружие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments