Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Peace Symbol

Новая информация о неудачных термоядерных испытаниях 1956-1957 гг.

На самом деле – не такая уж и новая, т.к. книга "Конструктор в атомной проблеме" вышла ещё в 2007 г. Но в свободном доступе она появилась, благодаря сайту biblioatom.ru, совсем недавно.

В этой книге вообще много интересного, но, в частности, там несколько более подробно описывается известная по "Укрощению ядра" история создания боевого оснащения МБР Р-7:

"Проектные проработки показали, что для обеспечения ранее согласованной массы головной части (ГЧ) требуется уменьшить массу заряда по сравнению с РДС-37 на 600-700 кг. Совещание в ОКБ-1 состоялось в начале 1956 г. На нем были обсуждены принципиальные вопросы разработки головной части ракеты Р-7.

<...>

На этом совещании была одобрена предложенная КБ-11 схема крепления узлов заряда в ГЧ, высказаны пожелания по более плавному распределению нагрузки на корпус от тяжелого вторичного узла, записаны задания на две недели всем участникам работы, назначена очередная рабочая встреча.

<...>

Компоновка заряда в корпусе ГЧ ракеты Р-7 велась с учетом следующих основных требований:
- получение минимального веса ГЧ с зарядом и автоматикой при максимально передней центровке;
- минимально возможное искажение физической схемы испытанного заряда с сохранением основных конструктивных решений и параметров экспериментального варианта;
- обеспечение прочности подвески тяжелых узлов заряда в ГЧ и т.д."


"Конструктор в атомной проблеме", с. 186
Collapse )
Warthog

25 лет операции Desert Storm

Оригинал взят у sandrermakoff в Brave New World. 25 лет.


2:38 - две группы по четыре AH-64A 101'ой Воздушно-десантной дивизии атакуют пару РЛС раннего обнаружения иракцев.
2:51 - пара F-117A (майор Г.Фист и капитан Д.Францис) из 415'ой эскадрильи тактических истребителей уничтожают командный пункт ПВО.
3:05 - первые крылатые ракеты морского базирования "Томагавк" достигают целей в районе Багдада.

В пробитую "Апачами" и "Найтхоками" брешь в ПВО врываются легионы ударных самолетов. Первая война современного исторического периода начинается.

P.S. by pfc_joker

От себя добавлю ссылку на документальный фильм 'Winds of the Storm':



Если вдруг кто ещё не видел, рекомендую посмотреть.
Peace Symbol

SAC Atomic Weapons Requirements Study for 1959

Все, вероятно, уже видели недавние публикации в СМИ о "рассекреченном американском плане ядерной войны с СССР" и т.д. Но эти статьи, к сожалению, грешат многочисленными неточностями и вообще очень слабо передают содержание SAC Atomic Weapons Requirements Study for 1959. К тому же, насколько я могу судить, все они без исключения написаны на основе не самого оригинального документа, а сопроводительной статьи на сайте National Security Archive, где тот был опубликован. Поэтому я счёл целесообразным написать этот небольшой комментарий.

Строго говоря, данный документ вообще не является "планом ядерной войны против Советского Союза". Это расчёт потребности в ядерных боеприпасах на 1959 год, выполненный в 1956 г. в двух вариантах: без ограничений на количество боеприпасов по делящимся материалам и с ограничением на уровне эквивалента 69000 кг оружейного урана. Но расчёт этот опирается на реальный список целей, которые планировались к поражению, и потому он представляет несомненный интерес как первый рассекреченный документ такого рода.
Collapse )
Peace Symbol

Ответ на загадку

К моему удивлению, никто не ответил на мой недавний вопрос: зачем во втором квартале 1962 г., через полгода после испытания изделия "602", понадобилось изготавливать баллистический корпус 202.1? Предлагаю свой вариант ответа.

Интересующиеся темой наверняка знают, что почти во всех воздушных термоядерных испытаниях СССР испытываемые заряды устанавливались в баллистический корпус, в своё время разработанный для бомбы РДС-6с. Исключением являются термоядерные испытания в ракетных пусках и, конечно, испытание изделия "602", в котором был использован баллистический корпус от изделия "202", т.к. для корпуса РДС-6с заряд был слишком велик. Но, по-видимому, мало известен тот факт, что "602" было не единственным изделием, которое испытывалось в баллистическом корпусе от "202"!

Из книги С.М. Куликова "Авиация и ядерные испытания":

"К концу сентября самолет Ту-95–202 был перебазирован на Кольский п-ов на аэродром «Оленья». При подготовке к основному испытанию — испытанию супербомбы — был выполнен цикл подготовительных работ. Особое внимание было уделено специальной подготовке экипажа самолета Ту-95. После наземной подготовки и изучения района был произведен облет маршрута испытательных полетов.

20 сентября 1961 г. самолет Ту-95–202 с командиром экипажа Дурновцевым А.Е. выполнил полет в условиях ядерного взрыва в составе отряда самолетов Дальней авиации. При этом воздушном ядерном испытании самолетом-носителем был Ту-16 с командиром экипажа Мартыненко В.Ф. Второго октября экипаж самолета Ту-95–202 выполнял полет уже в качестве дублера при испытаниях термоядерного заряда с самолета Ту-16 (командир экипажа Мартыненко В.Ф.). Однако в связи с отказом в полете на самолете Ту-95–202 одного из двигателей пришлось возвратиться на базу вылета досрочно. В этом полете одновременно участвовали два отряда самолетов-носителей ЗМ. Отряды самолетов Дальней авиации в полетах осваивали опыт боевого применения ядерного оружия и обхода радиоактивного облака ядерного взрыва.

На 6 октября 1961 г. был назначен испытательный полет, где в качестве самолета-носителя термоядерной бомбы в корпусе «изделия 202» впервые был экипаж Дурновцева А.Е. В изделии испытывался заряд большой мощности, но это была не супербомба.

Для подготовки и проверки готовности личного состава участников испытательного полета и технических средств полигона была проведена генеральная репетиция с привлечением всех средств со сбрасыванием «изделия 202» без основного заряда с самолета-носителя Ту-95–202. После завершения всех подготовительных работ мы вплотную подошли к основному этапу ядерного испытания бомбы-гиганта.

<...>

Работы 1962 г. запланировано было начать с испытаний сверхмощного заряда разработки ВНИИЭФа, который был смонтирован в корпусе «изделия 202» с парашютной системой, аналогично примененной в испытаниях супербомбы. Подготовкой изделия к испытаниям руководил Е.А. Негин. Для летных испытаний была назначена группа в составе трех самолетов.

Самолет-носитель Ту-95–202 — командир экипажа Дурновцев А.Е. В строю с самолетом-носителем полет выполняли: самолет-лаборатория Ту-16 — командир экипажа Мартыненко В.Ф. и самолет-дублер Ту-16 — командир экипажа Лясников К.К. При подготовке к основной работе, проверке взаимодействия всех служб полигона были проведены тренировочные полеты на самолете-носителе Ту-95–202 в строю с самолетом-дублером Ту-16 27 июля 1962 г. и 2 августа 1962 г. с отработкой маневра бомбометания по команде самолета-дублера. Воздушное ядерное испытание изделия было проведено в запланированное время — 5 августа. Во время испытательного полета цель Д-ЗА была закрыта сплошной облачностью: высота верхней кромки достигла 8000 м. Сбрасывание изделия в соответствии с заданием проведено с высоты 10500 м с использованием радиолокационного прицела. Парашютная система и автоматика изделия на траектории падения функционировали нормально. Взрыв произошел на расчетной высоте 3500 м над целью. Самолетные измерительные системы зафиксировали мощность взрыва, параметры ударной волны и светового излучения и их воздействия на самолеты; осуществлена запись радиотелеметрических сигналов контроля работы автоматики.

Развитие облака взрыва по наблюдениям экипажей самолетов продолжалось около 25 мин и достигло высоты до 20 км, затем обрело размытую форму с диаметром до 35 км. По результатам самолетных и наземных полигонных измерений получено значение мощности взрыва, соответствующее ожидаемому — более 20 Мт. Экипажи задание на испытательный полет выполнили успешно. Самолеты повреждений не получили. С августа до начала сентября было выполнено 24 воздушных ядерных испытаний изделий разработки ВНИИЭФа и ВНИИТФа. В этих испытаниях были зарегистрированы взрывы в достаточно широком диапазоне мощностей.

<...>

С 18 по 25 декабря были проведены испытания одиннадцати изделий. Темп воздушных ядерных испытаний на этом завершающем этапе был следующим:

18 декабря испытано два изделия в одном полете;

20 и 22 декабря — по одному изделию в каждом полете;

23 декабря — три изделия в одном полете;

24 декабря — два изделия в одном полете;

25 декабря — два изделия в одном полете.

Все испытания проведены с привлечением самолетов Ту-16, а в одном в качестве носителя многомегатонной термоядерной бомбы был самолет Ту-95–202. "


Таким образом, помимо испытания изделия "602" 30 октября 1961 г., баллистический корпус и парашютная система изделия "202" и самолёт носитель Ту-95-202 использовались, по крайней мере, ещё в испытаниях 6 октября 1961 г., 5 августа 1962 г. и 24 декабря 1962 г. (может и ещё в каких-то — не знаю; у Куликова указаны эти). Представляется очевидным, что именно в рамках подготовки к воздушным испытаниям второй половины 1962 г. во втором квартале этого года и был изготовлен тот баллистический корпус, который сохранился до наших дней в музее ядерного оружия в Сарове, а прямо сейчас экспонируется в Манеже.
Peace Symbol

Некоторые новые факты об изделии РДС-202

Буквально на днях в интернете появилась крайне интересная книга историка ВНИИТФ В.Д.Кирюшкина "Правда о «Кузькиной матери»", содержащая массу ранее не публиковавшихся документов о бомбе РДС-202. Скачать можно прямо с официального сайта ВНИИТФ, за что им большое спасибо.



Аккуратно цитировать здесь документы мне сейчас не хочется, т.к. тогда придётся цитировать полкниги, ограничусь краткими комментариями по моментам, показавшимся мне любопытными.
Collapse )
Peace Symbol

Любопытный документ

Оригинал взят у twower в Доклад посла СССР в Японии о состоянии Хиросимы и Нагасаки после атомных бомбардировок
Российское историческое общество впервые опубликовало предоставленный Архивом внешней политики России доклад посла СССР в Японии о состоянии Хиросимы и Нагасаки спустя месяц после бомбардировки:


Collapse )

Peace Symbol

Развитие огненного шара Trinity

Просматривал flickr LANL и наткнулся там на отличную серию фотографий Trinity. Некоторые были выложены совсем недавно, другие ещё в 2011 г. Решил сделать небольшую подборку.

Все фото сильно кликабельны (некоторые очень сильно!).


Через 6 миллисекунд после начала цепной реакции.
Collapse )
Peace Symbol

70 лет ядерному оружию

16 июля 1945 г. на полигоне Аламогордо прошло первое в истории ядерное испытание Trinity. Экспериментальное изделие Gadget, аналог ядерного заряда бомбы Mk.3 Fat Man, было подорвано по сигналу автоматики в 5 часов 29 минут 45 секунд утра по местному времени.

Редкие кадры подготовки к испытанию, Gadget поднимают на башню:



Само испытание:





Сборка "Гаджета":


Это фото уникально тем, что на нём виден урановый поршень, в котором плутониевый основной заряд вводится в центральный металлический узел собранного изделия (лежит на носилках в правом-нижнем углу кадра).

Интересные фото развития огненного шара и грибовидного облака (к сожалению, в маленьком разрешении) есть вот тут:

http://www.atomicarchive.com/Photos/Trinity/

Ещё фото грибовидного облака:

http://blog.nuclearsecrecy.com/2012/03/30/trinitys-cloud-1945/

Ну и для тех, кому интересны документы – LANL Report LA-6300-H Trinity (документ 1976 г., фактически представляющий собой несекретную – с некоторыми купюрами – версию оригинального отчёта LA-1012, составленного вскоре после испытания). В частности, приводятся любопытные данные о программе физических измерений.
Peace Symbol

Масса основного заряда бомбы Mk.I Little Boy

Американский историк Алекс Веллерстайн выложил вот такой скан ведомости наличия обогащённого урана на 31 июля 1945 г.:



64147,53 г обогащённого урана, числящиеся за Армией – это, очевидно, и есть урановый основной заряд бомбы Little Boy, к тому моменту уже доставленный на Тиниан. Как видно, после изготовления этого ОЗ во всех подразделениях проекта "Манхэттен" вместе взятых оставалось менее 4 кг обогащённого урана.
Peace Symbol

Первые термоядерные заряды разработки НИИ-1011

Любопытная информация:

"Развиваемые в институте идеи доказали свою продуктивность в ходе испытательной сессии 1957–1958 гг. Тогда провели 14 воздушных ядерных взрывов изделий разработки НИИ-1011. Одиннадцать из них были изготовлены на заводах КБ-11, а три последних – уже на собственной производственной базе. По результатам успешных испытаний один из термоядерных зарядов в 1957 году был принят на вооружение. Он стал первым термоядерным зарядом советского ядерного арсенала. Всего же за 1955–1960 гг. в институте были созданы и поступили на вооружение четыре термоядерных заряда в составе двух авиабомб, крылатой ракеты и баллистической ракеты морского базирования со стартом с подводной лодки [выделение болдом моё – pfc_joker]. За работы по оснащению авиабомб и ракетных комплексов термоядерными зарядами с усовершенствованной по предложению Л.П. Феоктистова физической схемой группа ведущих сотрудников института – К. И. Щёлкин, Е.И. Забабахин, Ю.А. Романов, Л.П. Феоктистов, М.П. Шумаев, В.Ф. Гречишников – была удостоена Ленинской премии. Это первая Ленинская премия, которой были отмечены работы НИИ-1011.

<...>

Первую пятилетку своей деятельности (1955–1960 гг.) НИИ-1011 завершил сдачей на вооружение ядерной боевой части крылатой ракеты (1959 г.) и ядерной боеголовки для баллистической ракеты дизельной подводной лодки (1960 г.)."


(Специальный выпуск к 60-летию ФГУП «РФЯЦ ВНИИТФ им. академика Е.И. Забабахина», с.4)

А вот немного отличающаяся версия этого же текста в книге "Морские стратегические ракетные комплексы", тут названы и типы ракет:

"Всего же за 1955–1960 годы в Институте были созданы и поступили на вооружение четыре термоядерных заряда в составе двух авиабомб, крылатой ракеты Х-20 и баллистической ракеты Р-13 морского базирования."

("Морские стратегические ракетные комплексы", с.234)

Из названных четырёх боеприпасов о двух – первой советской серийной водородной бомбе изделие 245 и головной части ракеты Р-13 – уже было хорошо известно. О второй водородной бомбе разработки НИИ-1011 я пока что ничего сказать не могу. Наибольший же интерес вызывает упоминание заряда для крылатой ракеты Х-20.

Вот что по этому поводу пишут в книге НИИ автоматики:

"В 1958 году были начаты государственные испытания Х-20, но в это время был разработан новый термоядерный заряд большой мощности, поэтому в 1959–1961 годах был создан и испытан ядерный боеприпас с новым зарядом разработки РФЯЦ-ВНИИЭФ для модернизированной КР Х-20М. В отличие от предыдущих, новый ЯБП был сконструирован в виде капсулы, которая устанавливалась в отсек ракеты, и имел в своем составе два радиодатчика с антенно-фидерной системой, систему обогрева и охлаждения боевого зарядного отделения, систему регулирования давления в БЗО."

("В начале большого пути. К юбилею Всероссийского НИИ автоматики им. Н.Л.Духова", с.28)

Т.е. получается, что заряд для ракеты Х-20 разработки ВНИИТФ был принят на вооружение в 1959 г., но в итоге в серию пошла ракета Х-20М с более мощным зарядом разработки ВНИИЭФ – история, как можно судить, весьма типичная для периода 1958-1960 гг., когда новый заряд изделие 49 с существенно повышенными показателями габаритно-весового совершенства на некоторое время обеспечил Арзамасу-16 лидерство в разработке термоядерных боеприпасов.